Развиваем дивергентное мышление

  Автор:
  666

Приветствую вас, дорогие читатели!

Сегодня коснемся темы типов мышления: чем отличаются между собой конвергентное и дивергентное. А вы попробуете определить свой.

Типы мышления.

Еще в 60-х годах прошлого века психолог Дж. Гилфорд, изучая типы интеллекта, разработал теорию креативности. В соответствии с ней человеческий мозг может выдавать одно логическое решение проблемы, и это конвергентное мышление. Либо решений той же задачи в голове формируется множество, и это творческое дивергентное мышление. Допустим, если перегорит последняя лампа, логика выдаст какой-то один вариант. А особенности мышления творческой личности в такой ситуации позволяют моментально придумать массу других способов решения такой проблемы: включить фонарь, телефон, зажечь свечу, аромалампу или кусок ваты в масле и т. д.

Психологи волнуются: современная система обучения не формирует у детей креативного мышления. Наоборот, разрушаются все задатки, которые имеют дети дошкольного возраста. Даже в дополнительном образовании ребенок, как правило, загнан в рамки и шаблоны.

Сама суть мышления от природы – в умении оценить обстановку, быстро найти множество решений проблемы и среди них лучшее, чем помочь человеку выжить. Иначе он даже не взял бы в руки палку и не пережил ледниковый период.

В наше время дивергентное мышление также актуально. Смекалка, креативность, умение генерировать идеи, проходить мозговые штурмы и нешаблонно решать задачи востребованы везде. Да и просто порой найти подход к близкому человеку, ребенку или начальнику, дожить до зарплаты намного легче, имея гибкий ум.

Как развивать дивергентное мышление.

Специалисты утверждают, что дивергентное мышление можно и нужно тренировать в любом возрасте. Всемирная паутина предлагает разнообразные способы развития творческой жилки. Рассмотрим некоторые из них.

Одно из правил – не обращаться к поисковикам при появлении проблем, стараться находить решение самостоятельно.

Нарисуйте любую фигуру (круг, цилиндр) и продолжите рисунок до получения какого-либо предмета. Повторите с этой же фигурой столько раз, на сколько хватит воображения.

По пути на работу наблюдайте за автомобильными номерами. Используйте три буквы номера для расшифровки аббревиатуры самыми разными способами. Например, БЛН – Большая Левая Нога, Бурлящая Лава Небес и т. п.

Делая фото, старайтесь находить как можно больше удивительных, необычных ракурсов одного предмета.

Это и последующие упражнения лучше выполнять в паре. Договоритесь с партнером или ребенком и не повторяйте за день (вечер) одно слово дважды, например, рассказывая историю, сказку и т. д. Находите как можно больше синонимов какому-то слову.

Возьмите любой предмет и придумайте нетрадиционные способы его применения. Победит тот, кто предложит их больше. Важно не останавливаться на первых вариантах и дойти до момента, когда мозгу придется поднапрячься. Нужно продолжить и дальше после этого генерировать идеи.

За предварительно оговоренный промежуток времени придумайте слова, которые будут начинаться или заканчиваться на какую-то букву. Затем пусть она будет, например, второй в слове и т.д.

Перечисленные упражнения и тренировки – лишь очень малая доля того, что можно найти в интернете. Проявите креативность и придумайте свои? 

Я, в свою очередь, предлагаю попробовать упражнения ментальной арифметики, которые активизируют все когнитивные процессы, необходимые для дивергенции: любознательность и память, внимание и наблюдение, фантазию и воображение, оценку и интерпретацию…

Спасибо за ваше внимание. Делитесь информацией в соцсетях и заходите еще.

 

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими.
Все лучшее из мира ментальной арифметики
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *