Сознание и подсознание

  Автор:
  Комментариев нет
  1769

Здравия, уважаемые читатели!

Поговорим сегодня о таких сложных и таинственных понятиях, как сознание и подсознание. Как они меняют нашу жизнь и можем ли мы влиять на данные процессы?

Не смотря на длительные изучения работы человеческого мозга, ученые-нейрофизиологи мира до сих пор не пришли к общему мнению в вопросах нашего сознания и подсознания.

Что же такое — наше “я”? 

Обычно, говоря о себе, мы имеем в виду “я” — это мое сознание. Так что же это?

На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения в формулировке. Но мы можем это широкое понятие охарактеризовать как явление с такими характеристиками, как:

  • мы можем целенаправленно запоминать, рассуждать и мыслить, решая проблему;
  • отдавать отчет в поступках, мыслях и чувствах мы способны благодаря нашему сознанию;
  • мы можем анализировать ошибки и предвидеть результаты;
  • сознание позволяет нам чувствовать вину или удовлетворение.

Все, что мы видим, осязаем, ощущаем на слух, вкус или запах проецируется в нашем мозге через сознание.

Что же еще конструирует наше осмысленное “я”?

На все эти мозговые процессы оказывают воздействие наши субъективные переживания, приобретенный  жизненный опыт и полученные знания.

Подсознание — что за “зверь”?

А как объяснить такое непостижимое явление, как подсознание?

Считается что это все то, что было нами когда-то узнано и пережито, но стало невостребованным на текущий момент. Как мы знаем, память человека безгранична. Но те знания, которые сейчас неактуальны в нашей жизни, уходят на дальний план — в подсознание.

Переходят на уровень подсознания и наши умения, дошедшие уже до автоматизма.

Так, например, водитель со стажем управляет автомобилем по инерции. Домохозяйка может одновременно выполнять несколько привычных работ по дому: гладит белье и учит уроки с ребенком, моет посуду и разговаривает по телефону и т.д.

Думаю, вы не будете спорить, что на уровне подсознания на нашу жизнь оказывают влияние и менталитет нашего окружения, и воспитание родителей. То общество, в котором мы растем, тот опыт предков, который заложен в нас уже генетически — всё неосознанно влияет на наше видение мира.

Так, например, взгляды на жизнь верующего отличаются от убеждений атеиста. Оценка происходящего и мыслительные процессы в мозге ученого протекают иначе, нежели у человека, не получившего образование. То, что вкусно для мясоеда, отвратительно для человека, выросшего в семье вегетарианцев. А оценка смысла жизни и смерти в восточных и западных странах, также, не одинакова.

Влияние подсознания на нашу жизнь.

Нашего “я” как такового нет. Но есть работа нашего мозга. При этом, осознанная его работа требует интенсивных затрат энергии. Поэтому мозг стремится такие трудозатраты снизить, выключить сознание и включить подсознание. Именно поэтому мы часто не можем контролировать свое поведение, например, начинаем по привычке кричать в ссоре. Из раза в раз делаем одни и те же ошибки тоже по причине их неосознанности.

Мозг привыкает лениться: со временем привычки, автоматизмы и стереотипы максимально заполняют нашу жизнь. Именно поэтому все попытки изменить что-то из устоявшихся шаблонов обычно терпят неудачи. Мозг отвергает новое и сопротивляется любым покушениям на сложившиеся в нем стереотипы. Самое грустное — с возрастом угасает детская способность сомневаться во всем. Мы становимся лакомой добычей манипуляторов.

Способы увеличения сознательных поступков.

Избежать такого течения событий, повысить количество осознанных и осмысленных поступков можно. В своей жизни и для воспитания детей полезны будут следующие приемы:

  • с помощью различных упражнений развивайте концентрацию и переключаемость внимания (используйте специальные игры, медитацию) — это позволит легче управлять и направлять наши мысли;
  • чаще задавать себе вопросы: “Почему я поступаю именно так? К чему это приведет?”;
  • заставлять себя целенаправленно анализировать уже произошедшие ошибки, делать работу над ними: осмысливать, что к ним привело и как в будущем нужно повести себя в похожей ситуации;
  • используйте психологический прием “здесь и сейчас”: спрашивайте себя: “Кто я? Где я? Хочу ли я этого?”;
  • чаще включайте и тренируйте с помощью упражнений логику (о ней мы обязательно поговорим в одной из следующих статей);
  • периодически пересматривайте систему вознаграждений: возможно, именно окружение влияет на нее (стремления к богатству, роскоши, комфорту — это, действительно, ваши желания и цели?);
  • при депрессивных настроениях и ощущении неудовлетворенности задумывайтесь об их истинных истоках: действительно ли наши взгляды и цели их вызвали, либо это традиции семьи (общества, рабочего коллектива и т.п.) повлияли на нас.

Постепенно включая в свою жизнь такие приемы, мы можем выбраться из ловушки ленивого подсознания.

Количество совершенных ошибок сократиться.

Жизнь станет радостной, более осмысленной, а внутри появится ощущение гармонии с самим собой. Появится наше настоящее и независимое от других “я”.

Ну а я прощаюсь с вами до следующих интересных встреч. Буду благодарна за репост в соцсетях.

Также, предлагаю попробовать практические занятия ментальной арифметикой: она поможет развить логическое мышление и концентрацию внимания, так необходимые для повышения уровня сознания и осознанности в нашей жизни.

 

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими.
Все лучшее из мира ментальной арифметики
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *