Логическое мышление

  Автор:
  Комментариев нет
  2008

Приветствую всех читателей, интересующихся вопросами развития мозга и всем, что с этим связано.

В настоящей статье поговорим о том, что логично и нелогично, а также узнаем, как тренировать правильное мышление.

Немного о законах.

Логика — древняя наука о построении верных умозаключений. Основана она была еще Аристотелем.

Он же сформулировал основные логические законы. Сейчас классическая логика включает всего 4 закона:

  • Правило тождества: любое понятие должно быть тождественно самому себе. Другими словами, здесь идет речь о недопустимости в суждениях смешивания понятий.
  • Правило непротиворечия очень простое и следует из первого: два вывода не могут быть одновременно верными, если они между собой противоречат друг другу. При этом речь идет об одном времени и объекте.
  • Правило исключения третьего: если два вывода противоречат друг другу, то оба они не могут быть в одно и то же время верными, равно как и ложными.
  • Правило достаточного основания: любые выводы должны иметь достаточную аргументацию.

Сегодня на законах логики строится обучение многих наук — без них никуда! Вспомните, например, различные математические тождества (если а>c, b<c, то a>b), которые мы изучали в школе.

Подробнее о каждом из законов можно найти много информации в открытом доступе. В рамках же данной статьи хочу подробнее остановиться на логических ошибках, которыми буквально пронизана наша реальность.

Логические ошибки.

Примерами таких ошибок могут быть:

“Ученики прослушали урок”. Такое высказывание нелогично, так как понятие “прослушали” имеет 2 различных смысла, противоречащих друг другу (“выслушали” и “пропустили мимо ушей”) . Нарушен 1-й закон логики.

“Соглашусь с этим мнением, но я думаю по-другому”. Нарушен 2-й закон.

“Не жив, ни мертв”- данный фразеологизм нарушает 3-й закон. Кто-то конкретный в данный момент времени либо жив, либо мертв.

“От меня ушел муж, дети разъехались. Все меня бросили.” — нарушен 4-й закон, так как муж и дети, это еще не “все”, оснований для вывода недостаточно.

Нелогично рассуждать и высказываться можно не только по незнанию или случайно.

Софизм — целенаправленное нарушение законов логики и введение в заблуждение. Его используют, чтобы запутать преднамеренно. При этом внешне рассуждения выглядят верными.

Например: “Врун может сознаться в своей лжи. Значит признает правду. Кто говорит правду лжецом не является. Следовательно, врун вовсе не врун.”

Так часто умело жонглируют в своих высказываниях подменой понятий и элементами логики ораторы, адвокаты и политики.

С помощью софизмов мошенники и манипуляторы ловко вводят в заблуждение, преследуя свои корыстные цели. И примеров таких хитроумных приемов каждый из нас может вспомнить множество.

В итоге потом недоумеваем: как же так произошло и нас обвели вокруг пальца?

Можем ли мы бороться за свое право быть не обманутыми? Да! Но для этого придется поработать мозгом.

Как развивать логическое мышление.

Очевидно, что с целью научиться думать логично, делать правильные умозаключения и быстро распознавать манипуляции каждый из нас прежде всего должен:

  •  четко выучить законы логики;
  • стараться их применять в цепочках своих выводов;
  • найти примеры софизмов, приемы манипуляторов и запомнить их, вспомнить связанные с ними собственные ошибки в прошлом.
  • Тренировать логическое мышление также помогут следующие рекомендации:
  • учитесь быстро распознавать неоднозначные слова: игру слов часто используют софисты;
  • внимательно слушайте собеседника и следите за ходом мыслей: как правило, между противоречивыми суждениями есть промежуточные, которые и наводят “тень на плетень”;
  • чаще задавайте себе вопросы: “в чем подвох?”, “почему так?”
  • спорьте с различными суждениями (хотя бы мысленно) и выявляйте в них противоречия;
  • не делайте поспешных выводов;
  • чаще применяйте в алгоритмах своих выводов методы дедукции и индукции;
  • больше читайте “умной” литературы: романы и иже с ними не способствуют умственному развитию;
  • регулярно решайте логические задачи и головоломки (при этом они должны быть сложными, но решаемыми и соответствующими по возрасту и уровню умственных возможностей: только так будет происходить их поступательное развитие).

Логические игры и головоломки можно и нужно использовать в кругу семьи. В частности, детям это поможет научиться быстро находить подвох, их будет сложно обмануть даже взрослому!

Со своей стороны, предлагаю попробовать развить умственные способности и потренировать логическое мышление с помощью ментальной арифметики.

Заходите в онлайн-школу «Ментальная арифметика».

Онлайн-школа на сайте https: //marbir.ru, обучение для дошкольников и школьников и взрослых.

Спасибо за внимание и до новых увлекательных встреч на страницах сайта.

Обязательно делитесь полученной информацией в соцсетях и смело пробуйте интереснейшую методику развития мозга – ментальную арифметику.

 

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими.
Все лучшее из мира ментальной арифметики
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *