Когнитивное развитие

  Автор:
  162

Выживает не самый сильный и не самый умный,

 а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.” 

Ч.Дарвин

Приветствую вас, дорогие читатели, на страницах блога о ментальной арифметике и развитии нашего головного мозга.

В этой статье обсудим, что такое “когнитивные процессы”, периоды их развития и как мы можем влиять на такие процессы.

“Умные” процессы мозга.

Вы когда-нибудь задумывались, чем млекопитающее “человек” отличается от других животных? Конечно же, главное отличие — наши способности мозга, не связанные с условно-рефлекторной деятельностью.

Спланировать список дел, придумать дизайн квартиры или управлять автомобилем — все это мы можем делать благодаря нашим когнитивным умственным процессам.

В переводе с английского “cognitive” значит “познавательный”.  Именно так принято называть все мыслительные процессы, обеспечивающие обработку информации и внутреннее представление о происходящих вокруг нас событиях.

К когнитивным процессам относят, например:

  1. речь;
  2. память;
  3. мышление;
  4. ощущение;
  5. воображение;
  6. внимание;
  7. восприятие.

Базовые когнитивные процессы идут и в голове у животных, такие, например, как ощущение, установление связей, сравнение или механическая память.

Но вот интеллект, речь, логическая память или творческое воображение — это уже более сложные, высшие когнитивные процессы, свойственные только человеку.

Осмысленное обучение.

Человечество разработало множество теорий обучения, и каждая из них основана на развитии целого комплекса когнитивных навыков. Чтобы достичь заметных результатов в изучении чего-либо, мы должны задействовать и напрячь все наши когнитивные способности.

Так при чтении, речи, письме или вычислениях усиленно работают, например, наша память, мышление, внимание и воображение.

Только в постоянном процессе обучения может улучшаться наше качество жизни. Только это может обеспечить человеку как виду выживаемость.

Думаю, вы не будете оспаривать тот факт, что именно обучение способно помочь нам максимально приспособиться к окружающему миру.

Следовательно, для успешного обучения и комфортного выживания без развития когнитивных процессов нам не обойтись.

Когда начинать?

В какие периоды жизни стоит начинать развивать наши познавательные способности? Ответ прост: чем раньше, тем лучше!

Уже с рождения и до двух лет для познания окружающего мира у ребенка задействован сенсомоторный интеллект.

Через чувственное восприятие (“на зуб”, вкус и прикосновение) изучаются окружающие предметы. Чем меньше детей родители в этот период ограничивают, тем быстрее происходит адаптация.

Уже в этом возрасте формируется сложнейший когнитивный процесс — речь.

В 2-7 лет ребенок продолжает осваивать речь. Может сравнивать, запоминать, группировать и анализировать.

После 7 и примерно до 12 лет активно развивается логика, умение оперировать понятиями. Ребенок готов к обучению в школе.

После 12 лет мозг ребенка уже способен выполнять все сложнейшие умственные операции, характерные для взрослого человека.

Задача родителей — как можно больше помогать своим детям в развитии, при этом не решая за них задачи, но направляя в нужное русло.

Как развивать когнитивные процессы?

Поддерживать свой мозг в тонусе и развивать познавательные навыки нам необходимо постоянно. Но как? Разберем некоторые правила и упражнения, способные нам в этом помочь.

Помните “береги здоровье смолоду”? Что же это значит? Мы так привыкли к этой фразе, что не задумываемся о здоровье нашего организма и, в частности, мозга пока “петух не клюнет”.

Вредные привычки (алкоголь, курение, переедание и т.п.) приводят к ранней деменции, болезням Альцгеймера, Паркинсона и т.д. Нашему мозгу необходимо полноценное питание и питьевой режим. Соблюдайте их.

“Движение — это жизнь”. Почему? Все просто: кровь бегает и заставляет работать каждую клеточку нашего организма. В том числе и мозг. Решая сложную задачу, вспоминайте про подвижные пятиминутки. Задача решиться быстрее.

Чтение. Это занятие сегодня заброшено по причине компьютеризации. А зря. Именно оно задействует практически все когнитивные процессы и расширяет кругозор.

Выполняйте привычные действия непривычной рукой (ногой). Кстати, такой способ прокачать мозг максимально используется в ментальной арифметике.

Учите хотя бы по одному четверостишию в день. Так наша память останется дееспособной до самой глубокой старости.

Учите языки. В ходе исследований замечено, что таким способом тренируется не только память. При синхронном переводе идет колоссальная умственная работа, задействуются все отделы головного мозга!

Ну и, конечно, как без арифметики?

Один из известнейших педагогов прошлого Песталоцци И.Г.  говорил: “Счет и вычисления — основа порядка в голове”.

А величайший древнегреческий ученый Платон считал: “Кто … силен в вычислениях, тот будет проявлять природную сметливость и во всех других занятиях”.

Но даже если от природы мы не склонны к математике, за счет упражнений или, например, изучения ментальной арифметики, мы можем стать заметно умнее и сообразительнее. Стоит только побороть свои лень и страхи.

Таким образом, друзья, не забывайте о своем умственном здоровье и развитии.

Занимайтесь сами и развивайте ваших деток. Это обеспечит нам максимальную выживаемость!

Делитесь информацией с друзьями. До новых встреч!

 

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими.
Все лучшее из мира ментальной арифметики
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук